Лицей вошел в рейтинг 500 лучших школ России по итогам образовательной деятельности в 2016 году, в ТОП-200 российских школ, обеспечивающих высокие возможности развития способностей учащихся, является федеральной стажировочной площадкой

Школа олимпиадного резерва

 

АНАЛИЗ РАБОТЫ ШОР В  2021-2022 УЧЕБНОМ ГОДУ

АНАЛИЗ РАБОТЫ ШОР В  2020-2021 УЧЕБНОМ ГОДУ

АНАЛИЗ РАБОТЫ ШОР В  2019-2020 УЧЕБНОМ ГОДУ

 

По плану работы школы олимпиадного резерва с сентября активно работают учителя: Кожанова Э.А., Шевердина Т.В.,  Сахарова С.П., Басенко Н.В., Гончарова М.А., Латунова С.Н., Михалева О.А., Замота Т.Г., Рябыкина Е.В., Брагина Ю.А., Кириллова Т.В., Дьяченко Ю.А., Шеховцова Е.Н., Шеховцова Е.Н., Сахаров А.В., Тулупова Я.А., Кузьмина Н.А. Это и индивидуальные консультации,  работа в группах, парах. Идет активная подготовка к предметным олимпиадам разного уровня, интеллектуальным играм, соревнованиям, конференциям. Школа олимпиадного резерва приняла участие в конференции «Математика плюс» на базе СОШ № 52, в школьных олимпиадах по разным предметам, дистанционных олимпиадах всероссийского уровня. Ученики лицея Шестакова Анна 10 А класс и Константинов Никита 9 А класс целый месяц обучались в образовательном центре «Сириус», повышали свои знания в области биологии.

1
1

Команда лицея 11Б класса (Ефимов Михаил – капитан команды, Лазарева Галина, Волкова Алёна, Козлова Дарья, Полякова Кристина, Зайцев Александр) и их руководителя – учителя биологии Брагину Юлию Александровну в IX Московском турнире юных биологов, проходившем на биологическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова.

Турнир юных биологов — командное соревнование для школьников, увлекающихся биологией. Это увлекательная и познавательная форма соревнований, в ходе которой учащиеся лицея, кроме фундаментальных знаний по биологии, показали свое умение решать научные проблемы, логически мыслить, анализировать, доказывать свою правоту в форме дискуссии с другими школьниками и компетентным жюри. Турнир требовал от команды выстраивания тактики и стратегии выступления. Ребята не только представляли свою точку зрения в различных вопросах, но и защищали её в полемике с оппонентами, рецензентами и членами жюри. Участники вели содержательную дискуссию, быстро и точно задавали вопросы и отвечали на них. Как известно, истина рождается в споре, а биобой – это и есть научный спор.

В ходе подготовки к турниру лицеисты проводили самостоятельные теоретические исследования, применяли творческий подход в решении неоднозначных заданий, выдвигали собственные идеи, обобщали известные факты.

Кроме командного зачёта, лицеисты получили дипломы III степени в личном зачёте (Ефимов Михаил, Лазарева Галина – как лучший рецензент).

МАН «Интеллект», технопарк «Изобретатель, исследователь», школа олимпиадного резерва информируют о том, что учащиеся 10 класса заняли II место в IX Московском турнире юных биологов.

Заместитель директора по УВР: Кобякова Н. Н.

Актив школы олимпиадного резерва, технопарка, м/с, маркетинговая лаборатория


Система работы с одарёнными детьми как фактор развития
субъектной активности личности учащихся
МБОУ «Лицей № 6 имени М.А. Булатова»

МБОУ «Лицей № 6 имени М.А. Булатова» имеет давние традиции ра-боты с одарёнными детьми. Несколько последних десятилетий лицей – один из лидеров деятельности образовательных организаций региона по выявлению, подготовке и развитию детей с повышенной учебной мотивацией по математике, химии и физике, но система работы педагогического коллектива с одарёнными детьми охватывает все образовательные области, а также внеурочную деятельность.

Педагогический коллектив лицея стремиться обеспечить учащимся воз-можность проявления субъектной активности в различных ситуациях и видах деятельности, реализуя программы лицея «Одарённые дети» и «Лицейское образование – шаг в будущее».

Система работы педагогов лицея с детьми, имеющими повышенные по-требности в образовании, включает в себя не только выявление, поддержку и развитие относительно небольшой группы собственно одарённых детей, но и создание условий для массового проявления детских способностей в различ-ных сферах деятельности, а также адресную поддержку и стимулирование педагогов по итогам их совместной деятельности с учащимися.

Данная система имеет следующие компоненты: научно-методическое обеспечение процесса выявления, поддержки и развития одарённых детей и детей с повышенной образовательной мотивацией, психологическое исследование учебных и внеучебных предпочтений учащихся, наблюдение и педагогический анализ деятельности лицеистов, создание базы данных об учениках с особыми потребностями в образовательной деятельности, включение их в работу Школы олимпиадного резерва, Малой академии наук «Интеллект» по 16 предметным направлениям, лицейского медиахолдинга «Шестое измере-ние», занятия в детских объединениях спортивной и художественно-эстетической направленности, организация научно-исследовательской и проектной деятельности с представлением результатов на заседаниях секций Ма-лой академии наук «Интеллект», в ходе конференции «Интеллектуально-творческий потенциал России» и на научно-практической конференции «Наука для Победы» (при соответствии тематики исследования).

Системно-деятельностный подход к решению проблемы выявления высокоодарённых детей начинается с глубокого психологического исследования задатков, способностей и предпочтений, учащихся лицея. Психологическая служба использует для этого как методы простого наблюдения, так и комплекс специализированных тестов и методик, главными из которых яв-ляются ГИТ, ШТУР-2, тесты Р. Амтхауэра, тесты Д. Векслера и др. Тесты Г. Айзенка не используются из-за отсутствия градуированности по возрастам.

Большую роль в развитии одарённости у детей имеет каждодневная кропотливая работа всех субъектов образовательной деятельности. В нашем лицее она реализуется через функционирование Школы олимпиадного резерва, в рамках которой педагоги ведут целенаправленную работу с учащимися, проявившими повышенный интерес или какой-либо из признаков ода-рённости в определённой образовательной области. Работа Школы олимпиадного резерва начинается ещё на уровне начального общего образования, охватывая детей с ранним видом одарённости, которые и составляют основу контингента данного подразделения лицея на уровне основного общего образования.

 

DSCN3141
DSCN3141
DSCN3144
DSCN3144
image-0.02.01.81d52610fe5f225008ef107d4bc6ad148416097dc7a061c22800ab19b879adfb-V
image-0.02.01.81d52610fe5f225008ef107d4bc6ad148416097dc7a061c22800ab19b879adfb-V
image-0.02.01.f2b733f607c38cff523b978c78642059e6ddbbd0615b7c98b7c0bda5c7b0a37e-V
image-0.02.01.f2b733f607c38cff523b978c78642059e6ddbbd0615b7c98b7c0bda5c7b0a37e-V
IMG_20160425_094838
IMG_20160425_094838
 

Задачи Школы олимпиадного резерва:
- выявление одаренных детей;
- использование дифференцированного подхода на основе индивиду-альных особенностей детей;
- отбор средств обучения способствующих развитию научно-исследовательских, проектных навыков, самостоятельности мышления, ини-циативности;
- развитие индивидуальной траектории одаренных детей на основе ис-пользования системы олимпиадных заданий

Структура и организация работы Школы олимпиадного резерва

Школа олимпиадного резерва (ШОР) является структурным подразде-лением МАН «Интеллект».
ШОР состоит из предметных секций, руководителями секций являются учителя лицея.

Формы работы:
- индивидуальная: подготовка докладов, проектов, сообщений, рефера-тов, консультаций, индивидуальная подготовка к олимпиадам и интеллектуальным конкурсам;
- групповая;
- массовые: лекции, подготовка к предметным неделям, интеллектуаль-ным играм, проведению Ассамблеи науки.

Права учащихся, входящих в ШОР:
- выбирать область науки, тему исследований;
- получать методическую, информационную, научную, организацион-ную помощь от учителей, администрации лицея;
- пользоваться оборудованием учебных кабинетов иными образова-тельными ресурсами, Интернет –площадкой.

Обязанности учащихся, входящих в ШОР:
- участвовать в предметных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах (по выбору);
- самостоятельно и под руководством учителей расширять и углублять знания по избранной области науки (учебному предмету);
- проявлять высокую познавательную активность.

1Рисунок1

В систему ШОР включены все учебные предметы, по которым проводятся олимпиады. Занятия по каждому предмету проводятся минимум два раза в неделю и на нём присутствуют разновозрастные ученики. Ближе к са-мим олимпиадам занятия приобретают индивидуальный характер. Особенность системы в том, что занятия проводятся в течение всего учебного года. Учитель приглашает не только тех ребят, которые будут участвовать в олимпиадах текущего года, но и тот самый олимпийский резерв, который ещё нужно взрастить. Собственно на это и делается упор. Одна из форм работы с одарёнными детьми – использование факультативов и индивидуально-групповых занятий. Здесь, работая в малых группах, педагоги максимально реализуют дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой.

Обучающиеся лицея являются активными участниками дистанционных олимпиад и конкурсов СНЕЙЛ, ИНФОУРОК, ВИДЕОУРОК, МАРАФОНЫ, образовательный портал Минобразования, участвовали в игре-конкурсе «Русский медвежонок», в математическом конкурсе – игре «Кенгуру», во всероссийском конкурсе «Британский бульдог» и в Мультиолимпиаде «Муравейник», Международная олимпиада по русскому языку «Пишем грамотно», Международный конкурс-игра «Еж», Международный конкурс – игра по математике «Слон»,,Международный чемпионат начальной школы «Вундеркинд», Международный конкурс по русскому языку «Кириллица», Всероссийский конкурс «Зимние интеллектуальные игры, Всероссийский конкурс по литературе « Пегас», Международных обра-зовательных конкурсах «Олимпус».

8nONXq4v0VU
8nONXq4v0VU
DSC_0030
DSC_0030
fwTPpVUlSOM
fwTPpVUlSOM
S73R1290
S73R1290
Рисунок4
Рисунок4

Благодаря заинтересованности коллектива начальной школы и реализации программы «Одаренные дети», количество олимпиад, их направленность и число участников значительно возросло. Большой популярностью среди учащихся и родителей пользуются такие уже ставшие традиционными мероприятия в начальной школе как интерактивные игры «Самый умный», «Что? Где? Когда?» (эти игры в рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений школ города проходили на базе нашего лицея), конкурсы «Ученик года», «Лучший читатель», интеллектуально-познавательная игра «Хочу все знать», турнир чтецов «Вдохновение».

Заместитель директора по УВР: Кобякова Н.Н.

Список учителей Школы олимпиадного резерва
на 2019-2020 учебном год

№ п\п Предметная секция Ф.И.О.
  Биология Брагина Юлия Александровна
  География Пушечникова Ольга Владимировна
  Информатика

Рябыкина Елена Васильевна

Самойлов Сергей Александрович

  Обществознание Денисов Сергей Николаевич
  Право Соболева Наталья Станиславовна
 

Русский язык

Литература

Кириллова Татьяна Викторовна

Мазурова Наталья Михайловна

Шкодкина Ольга Николаевна

Сахарова Светлана Петровна

  Математика

Берсенева Наталья Николаевна

Замота Татьяна Георгиевна

Гончарова Маргарита Анатольевна

Латунова Светлана Николаевна

Михалёва Ольга Александровна

  Физика

Шевердина Татьяна Викторовна

Уткин Максим Леонидович

  Астрономия Шевердина Татьяна Викторовна
  Физическая культура

Шеховцова Елена Николаевна

Агеев Александр Иванович

  Химия

Кожанова Эльза Алексеевна

Кожевникова Людмила Митрофановна

  ОБЖ Стребиж Николай Васильевич
  Черчение Шеховцова Елена Николаевна
  Технология Кузьмина Наталья Александровна
 

Русский язык

Математика

Окружающий мир

(начальная школа)

Чупахина Татьяна Алексеевна

Некрасова Наталья Викторовна

Ульянова Ирина Юрьевна

Шаталова Ирина Николаевна

 

Школа олимпиадного резерва реализует национальную образовательную программу «Интеллектуально-творческий потенциал России»

Используя рекомендации психологической службы, на уровне основного общего образования педагоги активно включают в работу детей, имеющих хорошие успехи в изучении наук, позволяя им проявить потенциальную одарённость в работе Малой академии наук «Интеллект», проектной деятельности и активно вовлекая их в работу различных конференций. Деятельность Школы олимпиадного резерва регулируется не только педагогическим воздействием учителей лицея, но и работой Совета академиков, в который входят ученики-участники Школы олимпиадного резерва. Данная форма работы с детьми с повышенными образовательными потребностями не только позволяет удовлетворить интеллектуальные потребности лицеистов, но и проявить им свои организаторские и иные общественно значимые задатки и способности.

Кроме того, учащиеся лицея 1-11-х классов получают возможность шире реализовать свои способности в таких сферах деятельности, как спорт, журналистика, эстрадное пение, художественное творчество и др. через работу таких детских объединений, как детская организация имени Стасика Меркулова, спортивные секции «Баскетбол», «Волейбол», «Лёгкая атлети-ка», «Шахматы», студию эстрадного пения, кружок «ЮИД», «Безопасное колесо», «Песочная анимация», и, конечно же, медиахолдинг «Шестое изме-рение», в который входят газета и телестудия.

К 10-11-му классам у учащихся может проявиться так называемая поздняя одарённость, когда ученики с уже почти сформировавшейся лично-стью начинают проявлять особые способности в определённом виде деятельности, в том числе в учебной. В лицее такие дети активно занимаются иссле-довательской деятельностью в рамках научно-практической конференции «Наука для Победы», в сотрудничестве с учёными МФТИ, КГУ, ЮЗГУ, КГМУ, КГСХА выполняют социально и научно значимые проекты, продуктивно участвуют в олимпиадном движении, работают в составе редакции медиахолдинга «Шестое измерение».

МБОУ «Лицей № 6 имени М.А. Булатова» является муниципальным координатором по работе с детьми с повышенной учебной мотивацией по математике, химии, биологии и физике. В данном статусе лицеем ежегодно проводятся математические турниры для учащихся общеобразовательных организаций города Курска, где определить свой уровень подготовки могут победители и призёры школьного этапа всероссийской олимпиады по мате-матике. Данный турнир является своеобразным аналогом муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по математике для контингента учащихся, по возрасту не имеющих возможности принять в нём участие. Каждый турнир собирает более сотни учеников, желающих сравнить свои математические способности.

Другим аспектом деятельности муниципального координатора стала организация участия школьников Курска в мероприятиях, проводимых ФФМИ КГУ, кафедрами математики ЮЗГУ и КГСХА имени И.И. Иванова. Одними из значимых мероприятий здесь сталиежегодная конферен-ция«Молодёжь и наука: новые идеи и решения в деятельности инженера», проводимая лицеем совместно с кафедрой математики КГСХА имени И.И. Иванова, организация участия школьников Курска работе профильного ма-тематического лагеря при Санкт-Петербургском университете (зимняя и летняя смены), в Неделе ФФМИ КГУ, в работе профильного детско-юношеского лагеря при ЮЗГУ, и, конечно же, научно-практическая конференция «Наука для Победы», проведение которой инициировано МБОУ «Лицей № 6 имени М.А. Булатова» в 2019 году. Эта конференция посвящена  Победе советского народа в Великой Отечественной войне и человеку, чьё имя носит наш лицей – Герою Советского Союза Михаилу Алексеевичу Булатову. На данной конференции были представлены исследовательские работы учащихся лицея и школ города Курска, посвящённые самым разным сторонам научного обеспечения нашей победы над врагом в войне 1941-1945 гг., а также вкладу современных российских учёных в дело упрочения обороно-способности нашей страны. В состав жюри этой конференции, помимо пред-ставителей педагогического коллектива лицея, входят учёные и преподавате-ли КГУ и ЮЗГУ.

Итогом обширной деятельности педагогического коллектива лицея по выявлению, поддержке и развитию одарённых детей и детей с повышенной образовательной мотивацией стала реализация национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России», которая проявилась, во-первых, в призовых местах наших учащихся во всероссий-ской олимпиаде школьников по общеобразовательным предметам. На протяжении нескольких десятилетий лицей занимает первые строчки рейтинга по числу побед на различных этапах всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам. В текущем учебном году 52 наших уче-ника заняли 74 призовых места на муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников (в том силе 16 учеников – 1-е места), обеспечив тем самым лицею первое место в рейтинге образовательных организаций по ре-зультатам участия в олимпиадном движении 16 учащихся-победителей муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам заняли 19 призовых мест на регио-нальном этапе данной олимпиады (из них 6 человек – победители по 7 пред-метам). Ляликова Ирина, ученица 8 класса, обладая актуальной общей одарённостью, стала победителем муниципального и регионального этапов всероссийской олимпиады школьников 6 раз и удостоена чести представлять Курскую область на заключительном этапе всероссийской олимпиады по физике для учащихся 7-8 классов – олимпиаде Максвела, которая пройдёт в апреле 2018 г. в образовательном центре «Сириус» в Сочи. Также на заклю-чительном этапе всероссийской олимпиады школьников английскому языку от Курской области второй раз будет выступать наш теперь уже одиннадца-тиклассник Юрий Матюшин, который в прошлом году стал призёром этого этапа олимпиады, девятиклассница Силакова Светислава будет бороться за первенство на заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников по литературе, а её ровесница Елизавета Глотова – по экологии.

Во-вторых, занятия лицеистов в НОУ Малой академии наук «Интел-лект» позволяют им занимать высокие строчки рейтинга в таких дистанцион-ных олимпиадах, как международная олимпиада по математике «Кенгуру», международной игре-конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех», «Britishbulldog», во Всероссийском молодёжном географическом и Всероссийском молодёжном биологическом чемпионатах, в олимпиаде Роса-том, олимпиадах, проводимых ведущими техническими вузами страны (МФТИ, МГТУ им. Баумана, РХТУ и др.) и других.

В-третьих, результатом работы Малой академии наук «Интеллект» стала широкая проектная деятельность наших учащихся. Ученик лицея Владимир Скрипкин ведёт научно-исследовательскую работу на стыке физи-ки, астрономии и математики, итоги этой работы результативно представле-ны на нескольких крупных научно-практических конференциях с международным участием. За активную научно-исследовательскую деятельность Владимиру была присуждена стипендия Главы администрации города Курска. Проекты участников экологической секции малой академии наук «Интеллект» не только приносят им победы на всероссийской олимпиаде школьников, но и признаны на международных научно-практических конференциях в Москве и Брянске, а участники краеведческой секции активно представляют свои работы на Дамиановских чтениях, печатаются во всероссийских профессиональных исторических изданиях. 

Эти и многие другие проекты разрабатываются учениками и педагога-ми лицея под эгидой Общероссийской детской общественной организации «Малая академия наук «Интеллект будущего» (г. Москва), с которой лицей сотрудничает уже около десяти лет.

Так как система работы педагогов лицея с одарёнными детьми и с детьми с повышенной учебной мотивацией охватывает не только учебную, но и внеучебную деятельность, то и результаты её проявляются в разных обла-стях деятельности. К примеру, юные журналисты лицея четыре года подряд становятся лауреатами I степени литературного конкурса «Невское перо», дважды становились победителями конкурса «Пингвины пера», являются активными участниками детско-юношеского медиахолдинга ЮЗГУ «ДЮйМ». Выпускники лицея реализуют себя, работая в сфере журналистики как в из-даниях регионального уровня, так и во всероссийских изданиях: в еженедельнике «Друг для друга» можно увидеть интереснейшие репортажи нашего выпускника Пищулина Алексея, а выпускница 9 класса лицея 2015 г. Тарасенко Наталья, ещё будучи ученицей, стала членом союза журналистов России.

Отряд ЮИД лицея последние годы является бессменным победителем муниципальных и областных соревнований «Безопасное колесо» и представ-ляет наш регион на всероссийском этапе этих соревнований, занимая достаточно высокие места. Вокальная студия лицея не только обеспечивает все наши мероприятия песенным сопровождением высокого уровня, но и помогает одарённым в этой области детям заявить о себе на большой сцене. Имена Коцарь Евгении, Лавриненко Анастасии, Ямпольского Артёма известны в курских музыкальных кругах, а выпускница 9 класса лицея 2011 года Половнева Светлана, ныне солистка Курской областной филармонии, представляет наш регион на всероссийском конкурсе «Новая звезда», который про-водится телеканалом «Звезда», и прошла во второй тур, опередив несколько десятков конкурентов. Команды баскетболистов и шахматистов лицея из го-да в год становятся победителями и призёрами окружных, городских и областных соревнований, в т.ч. в 2018 г.

Подводя итог, можно сказать что в лицее сформирована и активно действует особая образовательная среда, позволяющая выявлять, развивать и поддерживать детей с особыми потребностями в образовательной или соци-ально полезной деятельности. Всё это подтверждает правильность стратегии, которую выбрал педагогический коллектив лицея в работе с одарёнными детьми и детьми с повышенной образовательной мотивацией для формиро-вания и развития их субъектной активности. На 2018 - 2019 гг. намечены большие планы по реализации программы "Школа олимпиадного резерва". 

 

Курс «Черчение» в лицее

Курс черчения в лицее направлен на формирование графической культуры учащихся, развития мышления, пространственных представлений, а также творческого потенциала личности.
Школьный курс черчения помогает учащимся овладеть одним из средств познания окружающего мира; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.

Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.

Процесс освоения знаний включает в себя три этапа: понимание, запоминание, применение знаний для решения репродуктивных и творческих задач.

Цели обучения предмету конкретизируется в основных задачах:

- формировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну, две и три плоскости проекций, о способах построения изображений на чертежах (эскизах), а также способах построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;

- научить школьников читать и выполнять несложные чертежи, эскизы, аксонометрические проекции, технические рисунки деталей различного назначения;

- развивать статические и динамические пространственные представления, образное мышление на основе анализа формы предметов и ее конструктивных особенностей, мысленного воссоздания пространственных образов предметов по проекционным изображениям, словесному описанию пр.; научить самостоятельно пользоваться учебными материалами; формировать умения применять графические знания в новых ситуациях.

В рамках реализации программ «Одарённые дети», ДО МАН «Интеллект», школы олимпиадного резерва учителем черчения Шеховцовой Елены Николаевны ежегодно ведётся подготовка учащихся к олимпиадам школьников. Первоначальный этап – школьный. Учащиеся с удовольствием посещают занятия, индивидуальные консультации, выполняют проекты, исследуют теоретический материал по черчению.

 

ПОЛОЖЕНИЕ о творческом объединении лицеистов «Школа олимпиадного резерва»